Кызыл Таң
Татарский Pdf-версия
Вконтакте facebook facebook Вконтакте Вконтакте
Издательство «Кызыл тан» -
филиал ГУП РБ Издательский дом
«Республика Башкортостан»
» » Их объединяют древние корни и всемирная история
25 июня в мире отмечается День дружбы и единения славян

25.06: Их объединяют древние корни и всемирная история

Думая об этом празднике, я вспомнил удивительное образное высказывание из книги «Русская идея» известного философа ХIХ века Владимира Соловьева (1853-1900): «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности».

Действительно, каждый народ имеет судьбу, свое место и роль, можно сказать – миссию в мировой истории. Это закономерно и для групп родственных наций. Так, невозможно представить себе прошлое, настоящее и будущее великой Евразии без славянских народов. Тысячелетия сохранили память об их общих корнях, близости языков, письменности, культур, религий и обычаев. Это не только цивилизационные особенности, но и важнейшие события, многовековая борьба за свободу, независимость и государственность. На этом совместном пути рождались братство, дружба, традиции солидарности и взаимопомощи. Нам не забыть, что Россия всегда была с ними, много раз российские воины проливали кровь за освобождение и спасение своих братьев, защищали болгар, сербов, черногорцев, украинцев, белорусов и другие народы. В годы второй мировой войны советские воины с тяжелыми потерями освобождали Болгарию, Польшу, Чехословакию, Югославию.

В молодости, как начинающему историку, мне посчастливилось побывать во многих городах и областях России, Белоруссии, Украины, а также немного – Чехии, Словакии, Польши. Помню, что никогда там не испытывал дискомфорта, слишком больших затруднений в языке, общении. В 1980 году я оказался в городе Брянске на одной из серии профессиональных семинаров, курсов и конференций. И меня поразило, как не только специалисты, но и простые жители с гордостью рассказывали о своем земляке, поэте, дипломате и патриоте Федоре Тютчеве, а также о том, что они живут на стыке славянских народов, областей и республик. Мы являемся центром славянского братства, говорили жители этого города. Три соседние области тогда давно уже стали побратимами: Брянская (РСФСР), Гомельская (БССР), Черниговская (УССР). Там были и соответствующие памятники, традиционно проводились праздники, фестивали дружбы, расширялись и укреплялись братские связи. Те теплые чувства от брянских впечатлений во мне сохранились до сих пор!

Меня еще поражало, что состав России и Башкирии в главном очень похож, пронизан, переплетен общими выдержавшими испытание путями славянских, тюркских, угрофинских и других народов. Не случайно республику называют моделью России. И сегодня, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на итоги переписей населения, на нашу многонациональную культуру и повседневную жизнь. И русский народ, русский язык и культура в этой консолидации играют неоценимую, поистине великую роль, привычную для нас, как воздух.

В ХХI веке число славян в мире, по некоторым подсчетам, достигает до 350-370 млн. человек, а, возможно, их и больше. Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины. Проживают они также не только во всех постсоветских странах, но и Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, Австралии, стран Америки и др.

Основные группы славян определились в далеком прошлом. Восточная группа – это русские, украинцы, белорусы, русины; западная – поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южная – болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы.

В расселении славянских народов многое определили география, влияние греческой цивилизации, римской империи, ряда других государств. В условиях распространения греческой, латинской письменности и культуры, складывания мировых религий, постепенно складывались культурно-языковые, конфессиональные различия. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном восприняли православие; боснийцы – ислам; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католичество; среди украинцев и белорусов большинство составляют православные, но есть также католики, униаты.

Длительное время основная масса славян проживали на территории трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Россия со времени становления централизованного государства проводила политику единения и защиты православных народов, после Рима и Византии, стала центром консолидации, своего рода, как говорили тогда, «Третьим Римом». Постепенно многие обрели независимость, а после распада СССР, СФРЮ и ЧССР славянских государств стало еще больше. Деление продолжается даже в ХХI веке. Так, только в 2006 г. оформилась самостоятельная республика Черногория. Словения и Черногория стали членами Евросоюза, даже вошли в НАТО, что показывает глубину раскола Югославии.

Во всемирной истории и идеологии славянской солидарности огромное значение приобрели возникновение и распространение славянской письменности. Это процесс связан с именами славянских первоучителей-проповедников братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885). Они родились в византийском городе Фессалоники (греческие Салоники) в большой, благополучной и зажиточной семье. Из 7 сыновей Мефодий был старшим, а Кирилл – самым младшим. Они и вошли в историю славян как подвижники, просветители и переводчики, ревностные распространители православия, неустанные уважаемые путешественники. Их широкий кругозор, образованность позволили им впервые решить задачу организации богослужения на славянском языке. Кириллу и Мефодию удалось создать на болгарской народно-разговорной основе первый книжно-письменный язык, который получил дальнейшее развитие. Он стал основой общеславянского книжного языка не только для перевода библейских текстов, но и последующего распространения массовой гражданской письменности восточных и южных славян. Это не просто «техническая» азбука, но и своего рода код культуры, христианского миропонимания. Специалисты оценивают такую «матрицу» как выдающееся, сложнейшее достижение братьев, не только как филологов, богословов, но и как теоретиков-философов самого высокого уровня. Сотворенная ими письменность позволила славянам мощно войти в мировую культуру, раскрыть богатый духовный опыт, привнести свои нравственно-культурные ценности. Они пронизывают всю великую русскую культуру, оказав влияние на духовно-культурное развитие и других народов нашей страны и мира.

Широкое почитание Кирилла и Мефодия начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самобытности, самоопределения культур славян. С ними связано немало памятных мест в европейских странах у греков, болгар, сербов, русских и других народов. Впервые празднование дня их памяти было совершено 11 мая 1858 года в Пловдиве, причём греки тогда в торжествах участия не принимали, поскольку еще сохранялись противоречия Болгарской церкви с Константинопольской Патриархией. Затем такие праздники повторялись и расширялись, а деяния братьев, как выдающихся всемирных служителей церкви и культуры, почитались все большим количеством людей, отражались в различных воспоминаниях, трактатах, фресках на стенах храмов.

Празднование Дня славянской письменности была воспринята в России из Болгарии в XIX веке. Первые торжества в честь Кирилла и Мефодия отмечены: в 1869 году – в связи с 1000-летием кончины Кирилла, в 1885-м – с 1000-летием кончины Мефодия. Сложилась традиция чтить и другие крупные даты (в апреле, мае, июне и июле), связанные с их днями рождения и жизни. Разукрашивались некоторые населенные пункты, в церквях и учебных заведениях проводились религиозные службы, величания, посвященные этим просветителям, создателям славянской азбуки.

По понятным причинам, в советский период традиции чествования славянского единения искусственно прервались. Но не надолго, они не забывались и возобновились вместе с другими памятными датами, уже в 1986 году. С этого времени организаторами праздника опять выступают старейшие города, центры культуры и просвещения. В 2004-м столицей Всероссийского праздника славянской письменности, как и сто лет назад, стала Самара. К этому событию там был возведен крестово-купольный храм святым Кириллу и Мефодию, крупнейшее в Европе сооружение такого типа (архитекторы В. Пастушенко и В. Самогоров). На территории храма открыт памятник славянским первоучителям работы скульптора В. Клыкова. Многое делается и в других регионах.

В многонациональном Башкортостане, который заслуженно называют моделью России, праздник славянской солидарности, День дружбы и единения славян нашел свое достойное место в культурной жизни. Население республики с хорошим настроением отмечает праздники многих народов, а некоторые из них давно уже стали общими. Для нас понятия дружба, братство, единство, миролюбие и человеколюбие – не пустые слова, а великие духовно-нравственные ориентиры. Вот почему славянский праздник всегда отмечается проявлениями массового творчества, фестивалями, концертами искусств, выставками и конкурсами, весельем и радостью участников. Каждый город, район вносит в эти праздники что-то свое.

Отмечая этот День, мы понимаем, что мир еще далеко не идеален, сохраняется немало раскола, вражды, противоречий и непонимания. Не являются исключением и славянские народы. Это мы и сегодня нередко видим в тревожных событиях, глобальных геополитических и цивилизационных разломах, противостояниях.

Нам невозможно забыть о длительных антиславянских тенденциях в политике западных держав, известном девизе еще прусского милитаризма «Дранх нах Остен» – «Наступление на Восток», таких идеях в Германской империи в Первой мировой войне, затем в гитлеровском «Третьем Рейхе» в годы Второй мировой войны. В войне против нашей страны и народов ставилась задача уничтожения! К сожалению, нельзя забыть и трагические события после развала Югославии, последующие бомбардировки Белграда и других центров. Узнав о начале их глава Правительства России Е.М.Примаков в марте 1999 года совершил свой знаменитый разворот над Атлантикой во время полета с официальным визитом в США. Этот символический вызов стал выражением солидарности с Сербией, протеста против агрессии НАТО. В течение 78 дней самолеты альянса нанесли 2300 ракетно-бомбовых ударов по 995 объектам на территории Сербии и Черногории, используя при этом запрещенные типы боеприпасов. Затем последовало отторжение Косово от Сербии, без всякого референдума, силовыми методами, с попранием мирового права. Очевидна и во многом антиславянская тенденциозность работы Гаагского международного трибунала по Югославии, где 60% всех обвиненных составили сербы и черногорцы.

Это только некоторые примеры антиславянских негативных действий. Не будем скрывать, что все они, в конечном счете, направлены против России, против его усилий на постсоветском пространстве и в международных отношениях. Кому-то очень хотелось бы стереть генетическую память народов. Русофобия, славянофобия – это и глупость, и преступление. Но правда все же берет верх. Взгляды миллионов людей обращены к России, как к маяку справедливого мироустройства. В этом году мы видели это в активности граждан на выборах Президента России, в поразительном расширении акции «Бессмертный полк» во многих странах.

События и новые явления в мире в конце ХХ – начале ХХI века еще раз показывают важность славянской солидарности, необходимость усиления сотрудничества, преодоления во имя общих интересов различных противоречий и трудностей. Радует, что славяне устояли, выдержали испытание временем. Они сохранили свою идентичность, свое место в мире. У народов есть будущее, в этом истоки их оптимизма, веры в завтрашний день. В одном из своих выступлений о праздниках славянской письменности, культуры, солидарности Патриарх Кирилл отметил, что к ним «Мы обращаемся с надеждой, что никакие искушения, испытания, соблазны, никакие новомодные идеи, пытающиеся разрушить нашу национальную корневую ценностную систему, неспособны будут это сделать».

Конечно, действительность в ходе глобализации усложняется. Не всегда славянские политики демонстрируют взаимопонимание и единение, порой совершают серьезные ошибки. Здесь нужна совместная упорная работа, настойчивость, добрая воля. И тогда на помощь приходят народная дипломатия, сближение общественности, осознание ими своего родства и ответственности. В том и заключается знаменательность, поразительная жизнеутверждающая сила в славянских праздниках и традициях, в порыве многих тысяч и миллионов людей к пониманию своих истоков, братского наследия. И чем больше будет таких современников, озаренных светом общности и дружбы, тем сильнее станет мир, благополучие наших стран и народов, счастье новых поколений. Об этом говорит сам факт, что великие заветы предков сохраняются и доходят до нас сквозь тысячелетия, зримо помогая нам и сегодня!



Автор: Марат Ямалов, профессор БГПУ им. М.Акмуллы
Фото: ukt71.ru
Теги: День дружбы и единения славян





Версия для печати



  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Введите два слова, показанных на изображении:






Новости татарской версии сайта

Новое на сайте

-->

Свежий номер

№ 84 (25238)

от 20 июля 2018 18:03 Архив номеров газеты


Отправить новость


Рубрики




Печать книг

Скачать PDF-версию газеты