Врач инфекционного госпиталя в Зубово Глеб Глебов и его коллега, врач и заведующий отделением МРТ и КТ диагностики ГКБ им. М.П. Кончаловского Борис Бродецкий организовали в социальной сети «Инстаграм» прямой эфир с ответами на самые распространенные вопросы о диагностике и лечении коронавируса.
1. Нужно ли делать компьютерную томографию легких при первых симптомах коронавируса?
Б.Б: У 80 процентов зараженных коронавирус протекает в легкой форме или бессимптомно. Исходя из этого можно предположить, что этим людям лечение не нужно. 20 процентов — потребуют наблюдения, а 5 процентам может потребоваться реанимация. В медицине есть такое понятие, как исход заболевания. Благоприятный — выздоровление. У большей части людей исход ковида не зависит от каких-либо манипуляций в середине болезни.
Врач отмечает, что при получении результата КТ, на котором незначительные поражения легких, тактика лечения не меняется. Ведущей является клиника — если у пациента наблюдаются факторы риска — возраст 65+, астма, диабет, ХОБЛ, онкология — тогда дают направление на томографию. Однако это исследование не выявляет сам коронавирус, единственный метод диагностирования — это ПЦР-исследование.
Б.Б: Стоит отметить, что при КТ человек испытывает значительную лучевую нагрузку, в несколько раз превышающую излучение при рентген-исследовании. Это ионизирующее излучение, это не полезно. Нагрузка в 10 раз больше, чем при рентгене. Конечно, она далека от пороговых нагрузок, но без назначения и показаний ее делать не надо. Поэтому КТ не может быть скрининговым методом диагностики.
2. У всех зараженных коронавирусом будет пневмония?
Б.Б.: Не у всех пациентов. Даже поражение 25 процентов не является показанием к госпитализации. Бежать и требовать КТ — бессмысленное мероприятие. Если сделать КТ раньше времени — можно потерять нужную в случае с коронавирусом настороженность. При госпитализации в стационар без достаточных на то оснований можно получить дополнительную вирусную нагрузку и уж точно заболеть. Мы ориентируемся на сатурацию — одышка больше 22 вдохов в минуту, показания пульсоксиметров. КТ является лишь одним из критериев и не является ведущим. Чем хорош этот метод — врачи получают информацию очень быстро, чувствительность метода высокая — если пневмония есть, мы ее видим. Также КТ становится методом сортировки, особенно в условиях стационара. В амбулаторной практике в этом нет смысла.
Г.Г.: Чем отличается картина коронавирусной пневмонии от обычной?
Б.Б.: В 2020 году, если я вижу распределение «матовых стекол», значит, это вирусная пневмония и коронавирусная. Матовые стекла раньше мы видели при разных заболеваниях, в настоящее время частота, с которой мы с ними встречаемся, вероятно, связана с коронавирусом.
Г.Г. Возможно ли по флюорографии определить пневмонию?
Б.Б.: Нет, ковидную пневмонию определить нельзя. У КТ же чувствительность 90 процентов.
Борис отметил, что сам перенес коронавирус, но он не делал себе компьютерную томографию, так как не видел в этом смысла: у него была температура 37 градусов, одышки не было. Был в изоляции. Пил витамины и морс.
Врачи также пояснили применение антибиотиков при лечении пневмоний.
Г.Г.: Есть лечение в стационаре, есть амбулаторное. Сейчас врачи существуют в условиях медицинского военного времени. У терапевтов физически нет возможности применять индивидуальный подход — практикуется назначение медикаментов по телефону, через мессенджеры. Если цефтриаксон не помогает, подключают левофлаксацин. Отмечу, что на 7 сутки он теряет эффективность. Также применение антибиотиков в начале болезни без показаний к их использованию может навредить и течение болезни усложнится. Подчеркиваю: поражение легких при пневмониях сейчас идет не за счет бактерий, а за счет клеток железа — они и показывают участки матового стекла. В таком случае антибиотики просто неэффективны! Лечим антикоагулянтами.
Б.Б.: Разумеется, в рамках АКТЦ берем анализы крови, исследуем количество с-реактивного белка, прокольцитонина. Даже при поражении легких нет лейкоцитоза — вот и ответ — о целесообразности применения антибиотиков. Приоритет отдается клиническим признакам. Бывает, даже при поражении легких 60 процентов сатурация (снабжение крови кислородом) сохраняется на уровне 98 процентов (норма). Человека могут выписать из стационара.
3.Когда делать повторное контрольное КТ?
Б.Б.: Как правило, то, что мы видим на КТ, коррелирует с клиникой. Однако показания на исследовании могут ухудшаться, несмотря на улучшение самочувствия — обычно наблюдается отставание клинической картины от КТ на две недели.
При поражении легких менее 25 процентов повторное исследование делать не нужно. О том, что легкие не восстанавливаются после коронавируса — таких данных нет. Общей истории болезни всего шесть месяцев, и данные больших исследований только поступают.
В обычное время сильные пневмонии тоже вызывают фиброз. Если все хорошо, то и дополнительно проверяться не нужно. Если было серьезное поражение, то можно сделать КТ через три месяца.
Г.Г.: Надо понимать, что коронавирус — это не что-то калечащее. Да, есть пациенты со значительным поражением легких, больше 90%, и они становятся кислородозависимыми. Тогда родные приобретают кислородные концентраторы домой, и они выписываются домой, главное, они остались в живых.
Б.Б.: При картине КТ1, КТ2 мы наблюдаем последующее восстановление человека в норму. Шрамов, фиброзов у него нет, коронавирус не оставляет в легких следов, как оспа. Легкие восстанавливаются.
Глеб Глебов также прокомментировал назначение гормональных препаратов. Терапевты назначают доксиметазон, а у пациентов с сахарным диабетом он значительно повышает сахар, что ухудшает течение болезни.
Г.Г. : Как в Москве обстановка?
Б.Б.: Мы получаем статистику — от штаба и СМИ, на мой взгляд, вся информация открыта. Есть рост. Серьезно ли все? Да.
Г.Г.: Как изменилась твоя жизнь после коронавируса?
Б.Б.: Появились новые привычки. Контролируешь, где твои руки, что трогаешь, как их моешь. Носим маски, меньше контактов. Правильное бытовое поведение — не трогать глаза, ношение маски в нужных местах, перчатки. Надо беречь близких, особенно старше 65 лет. К сожалению, многие, пока рядом не увидят трагедию — не реагируют. Это не миф, не заговор мирового правительства. Все серьезно, нужно вести себя разумно, чтобы сохранить свое здоровье.