Динамику современной жизни определяет автомобильный транспорт, что делает строительство дорог и мостов одной из главных задач развития регионов.
«Дороги – это невероятно сложная история, но это наш важнейший приоритет, люди нас об этом просят, - заявил Глава Башкортостана Радий Хабиров. - Потому что это не только удобство, но и развитие экономики. А главное – это безопасность. Хорошая дорога даёт людям уверенность, что их жизни в пути ничего не угрожает. И средств на это мы не будем жалеть».
Особое значение в плане развития дорожно-транспортной инфраструктуры Башкирии имеет Уфа, где из-за сложной географии - расположения большей части города на высоком холме между судоходными реками, такая задача часто носит непростой характер. Но это не мешает успешно реализовывать крупные и амбициозные проекты.
Весной 2024 года был успешно введен в работу начавший строиться еще в 1992 году Восточный выезд, включающий 1,2-километровый тоннель, мост через реку Уфу и 10 километров скоростной автодороги. Этот транспортный коридор обеспечил быстрый доступ с проспекта Салавата Юлаева на федеральную трассу М-5. Управленческая команда Главы республики смогла реализовать столь масштабный проект, который из-за заморозки работ с середины 1990-х годов ежегодно требовал на свое содержание более 100 миллионов рублей.
К работам на Восточном выезде приступили в 2020 году. В марте 2021 года был готов автотоннель. В феврале 2022 года строители начали надвижку пролётного строения моста, которую завершили весной следующего года. 21 марта 2024-го первые автомобили смогли проехать по тоннелю, мосту и автотрассе Восточного выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Стоимость строительно-монтажных работ составила около 40,3 миллиарда рублей. Из них 4,5 миллиарда было выделено из бюджета республики, 26,7 миллиарда - из федерального бюджета, а более 9,1 миллиарда составили средства концессионера.
«Восточный выезд решил для нашей семьи важную проблему длительных ежедневных поездок в Уфу, - говорит жительница поселка Шамонино Ирина Силантьева. - Новая магистраль позволяет существенно сократить время в пути. Если раньше дорога до центра города занимала у нас около 40 минут, то теперь - всего 10. Конечно, проезд стоит денег, но зато мы не стоим в пробках, экономим топливо и, главное, время».
Восточный выезд не только решает проблему разгрузки выездов из Уфы, но и способствует развитию района Зауфимья, где резко активизировалось жилое строительство.
«Это был один из долгостроев, но благодаря поддержке президента, системной работе правительства вместе с регионом нам удалось этот объект завершить, - отметил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин. – Восточный выезд снизит нагрузку на дороги города и повысит инвестиционную привлекательность всего региона».
В рамках развития проекта идет строительство дороги от проспекта Салавата Юлаева до улицы Комсомольской с последующим выездом на Затонский мост и федеральную трассу М-7 «Волга». Это позволит создать удобную транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать развитию экономики и улучшению качества жизни в Уфе.
С загрузкой МКАД
После завершения строительства Восточного выезда, наиболее сложным в плане загрузки участком дорожной сети Уфы и в целом Башкирии остается выезд из города в сторону аэропорта. По мостам у Монумента Дружбы в створе улицы Воровского ежесуточно проходит около 90 тысяч автомобилей, что составляет примерно половину всего въездного трафика в Уфу и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Во время пятничных выездов и воскресных заездов в город на трассе в аэропорт постоянно возникают многокилометровые пробки.
Сейчас идет реконструкция автомобильного моста через реку Белую 1956 года постройки, после завершения которой на въезд и выезд из города будет работать в общей сложности 12 полос. Но это не решит проблему, поскольку узким местом остается сама шестиполосная трасса Уфа-Аэропорт, особенно ее участок до развязки у трассы М-5, расширить который практически невозможно.
С целью разгрузки этого важнейшего направления в Кузнецовском затоне реализуется проект под названием «Южные ворота», продолжением которого станет «Южный обход Уфы».
«С учётом географии и ландшафта, расположения Уфы любая дорога и любой мост имеют для города критически важное значение, ведь его окружают три реки, - сказал Радий Хабиров. - Проект «Южные ворота» – это начало большой работы. «Южные ворота» не заработают в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвёртый мост там мы уже не построим».
Транспортный коридор
На первом этапе этого масштабного проекта идет реконструкция улицы Пугачева с расширением проезжей части до шести полос. Параллельно ведется строительство улицы Генерала Рыленко, соединяющей улицу Пугачева и район Школы МВД. В месте их пересечения строиться многоуровневая транспортная развязка включающей в себя путепровод длиной около 100 погонных метров и съезды длиной 2,6 километра. Данный проект называют «Южные ворота».
Сейчас идет реконструкция автомобильного моста через реку Белую 1956 года постройки, после завершения которой на въезд и выезд из города будет работать в общей сложности 12 полос. Но это не решит проблему, поскольку узким местом остается сама шестиполосная трасса Уфа-Аэропорт, особенно ее участок до развязки у трассы М-5, расширить который практически невозможно.
С целью разгрузки этого важнейшего направления в Кузнецовском затоне реализуется проект под названием «Южные ворота», продолжением которого станет «Южный обход Уфы».
«С учётом географии и ландшафта, расположения Уфы любая дорога и любой мост имеют для города критически важное значение, ведь его окружают три реки, - сказал Радий Хабиров. - Проект «Южные ворота» – это начало большой работы. «Южные ворота» не заработают в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвёртый мост там мы уже не построим».
Транспортный коридор
На первом этапе этого масштабного проекта идет реконструкция улицы Пугачева с расширением проезжей части до шести полос. Параллельно ведется строительство улицы Генерала Рыленко, соединяющей улицу Пугачева и район Школы МВД. В месте их пересечения строиться многоуровневая транспортная развязка включающей в себя путепровод длиной около 100 погонных метров и съезды длиной 2,6 километра. Данный проект называют «Южные ворота».
Строительство «Южного обхода Уфы» предполагается вести в два этапа. На первом планируется строительство продолжения дороги по улице Бородинской в Кузнецовском Затоне и вантового моста через Белую, что обеспечит прямой выезд на трассу Уфа – Аэропорт. Это будет шестиполосная магистраль общей протяженностью 5,9 километров с 620-метровым мостом. Стоимость работ на первом этапе составит 36,3 миллиарда рублей. На втором этапе предусмотрено строительство 5,3-километрвой дороги в обход жилого комплекса «Цветы Башкирии» с выходом на трассу М-5 «Урал». На это потребуется 9,3 миллиарда рублей.
Для оптимизации транспортных потоков будет построен путепровод через федеральную трассу М-5 и реконструирован путепровод в микрорайоне «Цветы Башкирии» на пересечении с автодорогой Р-240 с устройством трехуровневой развязки.
«Новый мост в Кузнецовском затоне ждем с большим нетерпением, - рассказал житель села Чесноковка Айдар Исенбаев. – Сегодня вдоль трассы на аэропорт уже есть и строится множество коттеджных поселков, также здесь работают сотни предприятий. В результате пробки на въезде и выезде из Уфы возникают не только в выходные, но и в будние дни. Затруднение движение на проспекте Салавата Юлаева начинается за несколько километров от мостов через Белую, а в обратном направлении – уже у Зубовской развязки. Эту проблему может решить только новый мост, способный взять на себя часть транспортного потока».
Квартальный проезд
Транспорт, зашедший в Уфу по перспективному «Южному обходу», должен равномерно распределяться по городским магистралям. С этой целью для разгрузки таких улиц, как Софьи Перовской, Степана Кувыкина и Менделеева, создается новой транспортный коридор, включающий в себя реконструкцию улицы Рабкоров и строительство улицы Высотной. Этот проект в администрации города называют «Дорога жизни».
Улица Рабкоров на участке от ул. Академика Ураксина до Кувыкина станет четырехполосной. Улица Высотная будет иметь протяженностью чуть более 700 метров и строится на участке от улицы Академика Ураксина до улицы Кавказской. По информации Константина Паппе, общая готовность по улице Рабкоров составляет более 75%, Высотной – свыше 60%.
В новый транспортный коридор южной части Уфы также входит строительство продолжения улицы Айской протяженностью в 1 километр. Сегодня Айская пересекает проспект Салавата Юлаева и переходит в улицу Бакалинскую. Ее новый участок планируется проложить между жилыми комплексами «Иремель» и «Московский». Он соединится с улицей Менделеева в районе средней школы №19.
Проект разработан, получено положительное заключение госэкспертизы. Строительство продолжения улицы Айской должно разгрузить Бакалинскую и Менделеева, повысить удобство проезда от Менделеева до проспекта Салавата Юлаева и далее - до проспекта Октября.
Реализация этих проектов позволит транспорту более удобно и быстро попадать в микрорайон Зеленая роща и на выезд из Уфы у Каменной переправы в сторону федеральной трассы М-5. Не менее важен и доступ к новому мосту в Кузнецовском затоне с выходом на трассу Уфа - Аэропорт.
ИА "Башинформ"