В этом году электротранспорт Уфы получил самое большое с советских времен пополнение парка подвижного состава. Из Москвы началась поставка 69 многосекционных трамваев европейского производства модели Pesa Fokstrot. Также была закуплена партия из 10 троллейбусов с автономным ходом модели «Горожанин», которые собираются в Уфе. С учетом прошлых поставок их общее число достигло 34, что позволило значительно обновить порядком изношенный троллейбусный парк. Сейчас на повестке дня стоит обновление инфраструктуры, прежде всего, трамвайных путей, которое начнется уже в следующем году. В том, какое будущее ждет уфимский электротранспорт, разбирался «Башинформ».
Наиболее сложным с точки зрения перспектив развития видом городского наземного транспорта в Уфе и многих других городах России считается трамвай. Как сообщили «Башинформу» в администрации города, уфимский трамвайный парк фактически выработал свой ресурс, а почти половина имеющихся вагонов не выходит на линию. Без учета последних московских поставок, в двух трамвайных депо насчитывает 146 вагонов, из которых эксплуатируется только 86 или около 60%. Средний возраст эксплуатируемых трамваев составляет 35 лет, средняя степень износа – 98%, самый старый эксплуатируемый вагон 1972 года выпуска.
В этом плане очень важным событием стала безвозмездная передача Уфе из Москвы многосекционных трамваев европейского производства модели Pesa Fokstrot. Первые такие вагоны уже прибыли и работают в Уфе. А до конца ноября 2024 года уфимский парк пополнят ещё 19 единиц. Трамваи передаются бесплатно, получатель оплачивает только перевозку до нового места работы. Всего в столицу республики будет передано 69 московских вагонов.
Поступление такого количества современных многосекционных трамваев, которые будут работать на самом востребованном в городе маршруте № 5 «Улица Пушкина – Госцирк», позволит резко улучшить общую ситуацию с трамвайными перевозками и повысит популярность этого вида транспорта у горожан.
В ряде тематических блогов и СМИ высказывалось мнение, что в Уфе могут возникнуть трудности с эксплуатацией выпущенного в Евросоюзе трамвая Pesa из-за проблем с запчастями. Высказывалась точка зрения, что причина передачи Москвой в Уфу относительного нового и современного транспорта выпуска 2014 года связана, прежде всего, со сложностями его технического обслуживания и ремонта.
Как пояснили «Башинформу» уфимские власти, «основные запасные части и расходные материалы для модели Pesa Fokstrot производятся в России». Они также отметили, что многосекционные трамваи в Москве «не списывались, а были отстранены от эксплуатации в связи с унификацией парка трамваев и переходом на гарантийное сервисное обслуживание (контракты жизненного цикла) на весь срок их эксплуатации».
По информации мэрии, перед отправкой в Уфу все вагоны проходят регламентные работы с заменой определенных частей. На этой модели одним из проблемных мест является втулка редуктора, в Москве их заменяют на новые. Также при необходимости производится локальный кузовной ремонт с заменой и покраской кузовных элементов (стекол, дверей, бамперов). В целом трамваи готовят так, чтобы они могли сразу выйти на линию.
Другой проблемный аспект в публикациях блогеров и СМИ связан с состоянием трамвайных путей Уфы, якобы не пригодных для европейских трамваев. По данным уфимской мэрии, уже поступившие московские вагоны прошли пробный пробег и начали эксплуатацию по маршруту «Улица Пушкина – Госцирк», где все они и будут использоваться. При этом была отмечена необходимость капитального ремонта путей и их приведение в нормативное состояние.
«Мы прекрасно понимали, что инфраструктура для таких вагонов была не готова, – заявил директор управления инфраструктурой транспорта Уфы Олег Хмарин. – Это касается и путей, и контактной сети, и тяговых подстанций. Стоял вопрос, как быть с рекуперацией и выбросом энергии при торможении обратно в контактную сеть. Здесь хотим поблагодарить наших московских коллег. Они на неделю приехали к нам и помогли обследовать всю трамвайную инфраструктуру. Указали нам на узкие места, которые мы постарались оперативно исправить. Провели ряд работ в рамках содержания и текущего ремонта путевого хозяйства, устранили неровности стыков, провели выборочную замену шпал».
При первой обкатке были выявлены места соприкосновения вагона с асфальтом, а также наличие односторонних просадок рельсового полотна. Все обнаруженные проблемы были устранены до выпуска трамваев на линию.
Но в целом пути, уложенные еще в советские годы, требуют комплексной реконструкции, а единственный отвечающий современным стандартам полукилометровый участок расположен на улице Зорге. Здесь трамвайные рельсы были уложены на бетонное основание со специальными резиновыми вкладками, уменьшающими шум и повышающими среднюю скорость и плавность движения вагонов. Уже в ближайшем будущем по похожему образцу будут реконструированы и другие пути.
В ходе совещания в формате «Транспортного часа» с участием Главы республики Радия Хабирова было заявлено, что реализацию масштабного проекта модернизации системы трамвайного сообщения Уфы начнут с обновления более 8 километров путей в южной части города. Ремонтные работы должны стартовать уже в 2025 году.
«Трамвай – хороший, экологичный вид общественного транспорта, который в Уфе долгое время недооценивали. Поэтому есть вопросы и к качеству самих трамваев, и к состоянию путей, – отметил Радий Хабиров. – Приступаем к проектированию, чтобы уже в следующем году начать ремонт. Вопрос начнём решать за счёт средств города, республика тоже поможет. Завершить эту работу планируем в 2027 году. То, что происходит с трамвайными путями в Уфе, терпеть больше невозможно. Они доставляют проблемы и автомобилистам, и пешеходам. Поэтому модернизация трамвайных путей – один из наших приоритетов».
Наряду с модернизацией существующих, в Уфе неоднократно поднимался вопрос строительства новых трамвайных путей. Разработанный московской компанией и принятый два года назад Генеральный план развития Уфы на период до 2042 года предполагает весьма интенсивное развитие трамвайного сообщения. В перспективе 18 лет общая протяженность трамвайных линий, благодаря развитию сети, в том числе за пределами Уфимского полуострова, должна составить около 120 километров при сегодняшней длине в 35,4 км. Московские планировщики предложили пустить трамвай до аэропорта, восстановить снятые рельсы в Черниковской промзоне. В результате в зоне пешеходной доступности остановок будет проживать около 800 тысяч человек или 62% населения города. Однако конкретных сроков по реализации этих заложенных в Генплане идей до сих пор не озвучивалось. Как сообщили «Башинформу» в администрации Уфы, никаких планов по строительству новых линий в настоящее время нет.
При этом наиболее часто поднимаемым вопросом развития трамвайного сообщения остается соединение северной и южной системы путей, ставших обособленными после снятия рельсов с проспекта Октября в 2008 году. Как сообщалось, на такой шаг городские власти пошли из-за растущих пробок и низкой популярности трамвая у пассажиров.
В 2013 году была предпринята попытка соединить север и юг путем прокладки путей через лесной массив вдоль улицы Блюхера, но этот проект столкнулся с активным противодействием жителей близлежащих домов и в итоге был остановлен. Альтернативный вариант прокладки рельсов по улице Российской также может столкнуться с протестами, кроме того, в районе Госцирка без сноса здания бывшего кинотеатра «Искра» рельсы будут проходить ближе минимально разрешенного нормативами расстояния в 15 метров от жилых домов. Что касается идеи вернуть трамвай на проспект Октября, то она может привести к возобновлению проблем, имевших место до 2008 года, и не гарантирует эффективности работы трамвая.
«Когда мы убирали рельсы на проспекте Октября, средняя загрузка трамваев здесь была около 30%, а главная уфимская магистраль стояла в пробках, - рассказал «Башинформу» депутат Госдумы, экс-мэр Уфы Павел Качкаев. – Если сейчас вернуть трамвай на проспект, все повторится, ведь за прошедшие годы уровень автомобилизации населения только вырос. Рельсовый транспорт показывает свою эффективность, когда следует без частых остановок. По нормативам, расстояние между остановок скоростного трамвая должно быть не менее километра. А на проспекте Октября светофоры и перекрестки встречаются каждые 300-500 метров. Плюс любая поломка или ДТП на путях приведут к полной остановке движения. Здесь трамвай проигрывает более динамичным колесным автобусам и троллейбусам, что было видно уже в 2008 году. Кроме того, трамвайные остановки в центре оживленной городской магистрали не безопасны сами по себе и будут сужать проезд всего до двух полос, создавая эффект бутылочного горлышка. На мой взгляд, сложившаяся сегодня в Уфе трамвайная система наиболее актуальна для нашего города. Следуя от Госцирка по Зорге, Мингажева и Революционной в исторический центр трамвай не конкурирует с другими видами транспорта, проходит маршрут без частых остановок и обслуживает густонаселенные городские районы. После получения новых вагонов и модернизации рельсов его эффективность значительно возрастет. Тоже самое касается перспектив трамвайных путей в Зеленой Роще и в Черниковке».
Оптимальный выбор
По данным администрации Уфы в настоящее время в городе работает ровно 100 троллейбусов, в том числе 34 новейшие электромашины с автономным ходом типа «Горожанин». Идущая с 2021 года поставка новых троллейбусов позволила снизить степень износа парка всего до 15%, что является очень хорошим показателем на фоне других городов страны.
Несмотря на утверждение о большей эффективности трамваев, в Уфе в 2023 году они перевезли 7,4 миллиона человек, а троллейбусы – 7,8 миллиона. С учетом того, что число работающих трамваев и троллейбусов примерно равно, а последний напрямую конкурирует с автобусами, при том что трамвай на большинстве маршрутов фактически безальтернативен, эффективность колесного электротранспорта выглядит еще более очевидной.
Очень важная техническая особенность собираемых в Уфе троллейбусов «Горожанин» - возможность длительного автономного хода. Фактически речь идет о гибриде троллейбуса и электробуса. Последний может проехать на одной зарядке аккумуляторов максимум 70 километров, а чаще - не более 50-60 км. Выпускаемая в Уфе модель гибридного троллейбуса/электробуса способна проехать на аккумуляторах до 30 километров. По сравнению с чистым электробусом, у нее есть возможность заряда источников питания при движении под контактной сетью. Это исключает простои в работе и необходимость строительства зарядных станций на конечных точках маршрутов, сохраняя главные преимущества электробусов в быстроте и свободе маневра.
Пока эта особенность в Уфе не используется в полной мере. Как сообщили в мэрии города, планы по созданию новых маршрутов для троллейбусов с автономных ходом отсутствуют, что связано с износом техники и потребностью в дальнейшем обновления парка городского электротранспорта. В мэрии также отметили, что использование троллейбусов с автономным ходом на существующих маршрутах связано с их способностью работать при обрывах контактной сети, не допуская срыва обслуживания пассажиров.
Но в будущем, по мере дальнейшей модернизации и увеличения парка, ситуация может измениться. Троллейбус вполне способен взять на себя роль эффективно городского транспорта, не требующего строительства сужающих дроги дорогостоящих рельсовых путей, а на части маршрутов - и контактного провода.
ИА "Башинформ"