В Башкортостане продолжается масштабное обновление дорожной сети. С помощью национального проекта «Безопасные качественные дороги» как в крупных городах, так и в малых населенных пунктах не только меняют асфальт, но и обновляют сопутствующую инфраструктуру: освещение, барьерное ограждение, дорожные знаки, разметку и многое другое. Одно из условий успешного развития экономики — качественные дороги. Они же обеспечивают доступ к медицинским и социальным услугам, образовательным и культурным учреждениям. Ремонт и строительство дорог придает ускорение экономике регионов, улучшает связность городов-соседей, делает жизнь миллионов людей комфортнее, а достопримечательности, удаленные от крупных магистралей мегаполисов, доступнее для посещения.
Дорожный комплекс стратегически важен для нашей республики и страны. По протяженности автомобильных дорог (50 487,6 км) Башкортостан – на втором месте в России.
Через наш регион проходят автомагистрали М-5 «Урал», М-7 «Волга», автодорога Р-240 «Уфа-Оренбург». По нашей территории пройдет 205 – ти километровый участок трассы М-12 «Восток».
С 2019 по 2023 год объем Дорожного фонда РБ превысил 150 млрд. руб., из которых более 44 млрд. – средства федерального бюджета.
«Впечатляет перечень реализованных в республике крупных инфраструктурных проектов. В короткие сроки мы завершили строительство моста-вставки через Белую, реконструкцию транспортной развязки на пересечении пр. Салавата Юлаева и ул. Заки Валиди. В прошлом году ввели четырехполосную транспортную развязку на Нагаевском шоссе.
В марте этого года с участием заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина запустили движение по «Восточному выезду» – самому масштабному инфраструктурному проекту в новейшей истории республики.
В рамках масштабного проекта «Южные ворота» (16 млрд. руб.) в начале октября запустили движение по транспортной развязке по улице Генерала Рыленко и продолжаем реконструкцию ул. Пугачева. Ведём капремонт арочного моста через Белую.
Начиная с 2019 года выделяем муниципалитетам средства на отсыпку дорог к населенным пунктам (отсыпали уже более 2,6 тыс. км). С 2022 года впервые стали выделять средства на ремонт подъездных дорог к садовым товариществам», - говорил Глава Башкортостана Радий Хабиров, когда поздравлял работников дорожной отрасли республики со 100 – летним юбилеем со дня создания службы строительства и ремонта дорог региона.
Ремонт и строительство 1000 км автодорог за один год
В рамках территориального заказа в 2024 году предусмотрено 38,67 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 4,1 млрд. рублей.
В текущем году планируется отремонтировать и построить более 1 000 км автодорог, в том числе по приоритетным («фонящим») объектам 105 км, а также привести в нормативное состояние после ремонта 8 мостов общей протяжённостью 566 пог. м и после реконструкции 4 моста протяженностью 140 пог. м.
В их числе – новый объект на федеральной трассе М-7 «Волга». Отрезок автодороги протяжённостью 65 км проложили через Илишевский, Дюртюлинский и Чекмагушевский районы в обход пяти населённых пунктов – Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Завершить строительные работы здесь планируют в ноябре 2024 года.
Начальник Федерального казённого учреждения «Упрдор «Приуралье» Денис Абрамов рассказал, что на новой дороге установят все необходимые элементы безопасности.
В составе обхода будут функционировать более 20 искусственных сооружений: три путепровода на пересечении с региональными дорогами, два моста и 17 путепроводов мостового и туннельного типа для проезда сельскохозяйственной техники. Участок будет полностью освещен.
Для безопасности дорожного движения на новой трассе устроят 216 км барьерного ограждения и 23 км бордюров, установят 923 дорожных знака. Будет работать автоматизированная система управления дорожным движением, которая проинформирует его участников о ситуации на дороге в режиме реального времени.
Для водителей будут построены многофункциональные зоны на 1196-м и 1230-м км по обе стороны дороги. В их составе будут многотопливные АЗС, кафе, станции зарядки автомобилей, парковки, площадки для отдыха.
Это позволит повысить комфорт передвижения жителей, придаст дополнительный импульс развитию туристического бизнеса и сферы услуг.
Новый импульс для развития Стерлитамакской агломерации
Ещё один крупный проект – капитальный ремонт трассы Р-240 на 23-километровом участке в обход Стерлитамака. Речь идет о расширении действующей трассы с двух до четырёх полос для увеличения её пропускной способности и повышения безопасности движения. График капремонта предусматривает проведение основных работ в 2024–2026 годах.
Рководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков отметил большой вклад руководства республики в развитие дорожной сети.
«Башкортостан успешно выполняет задачи национального проекта «Безопасные качественные дороги». В регионе привели в нормативное состояние больше половины региональных трасс, 85 процентов дорог в агломерациях и порядка 70 процентов трасс опорной сети региона. Это превышает среднероссийский уровень, – сказал Роман Новиков. – Хочу выразить признательность Правительству региона за большую работу по строительству республиканского участка скоростной трассы М-12, которая будет соединять Москву и Екатеринбург. Благодаря нашему конструктивному взаимодействию стала возможна быстрая реализация этого проекта».
Глава Башкортостана отметил значимую поддержку Федерального дорожного агентства, в том числе по проекту капитального ремонта участка автодороги Р-240 в обход Стерлитамака.
– Мы не один год прорабатывали с вами эту инициативу. Дорога очень важна для республики. И сегодня мы готовы к выполнению всех запланированных работ. Положительный эффект от этого почувствуют более 500 тысяч жителей Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и других населённых пунктов в этой зоне, – отметил руководитель региона Радий Хабиров. – В целом масштабные объекты – Восточный выезд из Уфы, скоростная автодорога М-12 – дают большой импульс для развития экономики Башкортостана.
«Все задачи, которые обозначены Президентом России в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», в Башкортостане достигнуты за полгода до завершения нацпроекта. Более 50 процентов дорог регионального значения уже привели в нормативное состояние. В Уфимской и Стерлитамакской агломерациях этот показатель достигает 85 процентов. Глава государства поставил пред нами цель – до 2030 года привести в нормативное состояние 85 процентов дорог опорной сети региона. При этом уже сегодня в республике этот показатель составляет 70 процентов», - говорил руководитель Федерального дорожного агентства в августе 2024 года в Стерлитамакском районе Башкирии.
По мнению начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Дениса Абрамова, расширение участка Р-240 существенно скажется на безопасности дорожного движения.
«Главное – это обезопасит наших граждан, участников дорожного движения, ведь сейчас 70% ДТП это встречные лобовые столкновения, а после реконструкции здесь появится разделительная полоса. Кроме того, обновленная трасса даст импульс социально-экономическому развитию Стерлитамакской агломерации», – подчеркнул Денис Абрамов.
Решение о реконструкции участка трассы Р-240 назрело, что подтверждают и местные жители.
«Я живу в селе Наумовка, часто езжу по Р-240 к родителям в Рязановку. Глядя на пробки, с уверенностью могу сказать, что расширение этой дороги будет полезно для всех. Будем ездить с комфортом, а главное – безопасно. Хочу поблагодарить Радия Фаритовича за этот проект. Ждем новой дороги», – поделился житель Стерлитамакского района Анатолий Мальцев.
Житель Стерлитамака Фаим Каекбердин считает расширение трассы Р-240 хорошей перспективой для города и себя как автолюбителя.
«После реконструкции трассы будет меньше аварий, ездить будет безопаснее, кроме того, повышение качества инфраструктуры сделает наш город более привлекательным», – рассказал Фаим Каекбердин.
Позитивно оценил новость о реконструкции трассы Р-240 и эксперт в области дорожной и транспортной инфраструктуры, заместитель директора ООО «Геостройпроект» Азамат Хатмуллин.
«Расширение трассы на этом участке необходимо. После того, как нынешняя двухполосная трасса станет четырехполосной, улучшится транспортное сообщение, станет меньше ДТП, повысится скорость движения. Для республики это очень важно и нужно. Улучшение транспортных связей положительно скажется на экономике региона. В частности, улучшится качество и снизится стоимость транспортировки грузов и т. д.», – рассказал Азамат Хатмуллин.
По подсчетам экономистов, инвестиции в дорожное строительство со временем должны окупиться. По разным оценкам, каждый вложенный в строительство автомобильных дорог рубль должен принести от 2,5 до 3 руб. прироста ВВП. Как правило, экономический эффект от строительства таких дорог оценивается в соотношении один к трем, где каждый вложенный рубль дает эффект в три рубля.
По мнению экспертов, в регионах, где нет дорог или проезжие части ненадлежащего качества, никто не будет инвестировать в бизнес, особенно в строительство производств и торговых площадок. Например, даже открытие продуктового рынка будет неокупаемой идеей, так как при отсутствии качественной дорожной инфраструктуры затруднено не только привлечение трафика на локацию, но и поставка товаров для продажи.
Больше хороших сельских дорог
Развитие транспортной инфраструктуры влияет и на состояние других отраслей — в частности, промышленность, торговлю, сельское хозяйство, жилищное строительство.
Более 40 процентов жителей Башкирии проживает в сельской местности. Развитие дорожной инфраструктуры на этих территориях — серьезный вызов хотя бы в силу огромного количества населенных пунктов, которые зачастую сильно удалены друг от друга. Работа по обновлению подъездов к селам, поселкам и деревням тоже в поле зрения нацпроекта. Это вносит значимый вклад в развитие сельских территорий и способствует повышению качества жизни людей.
Ремонт дорог в селах — это не просто новый и качественный асфальт, это инвестиция в будущее. Это возможность для жителей сельской местности получить доступ к качественным медицинским услугам, образованию, работе, а также сохранить связь с внешним миром. Это шанс на процветание и комфортную жизнь, на развитие, которое делает село привлекательным для жизни.
Так, в 2024 году в Башкортостане планируется завершить реконструкцию двух дорог общей протяженностью 14,9 км к населенным пунктам в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий», обеспечивающих подъезд к деревне Мамады в Бураевском районе и селу Ташкалмашево в Чекмагушевском районе.
– В этом году по данной программе начали строительство и реконструкцию двух подъездных дорог в Бураевском и Кармаскалинском районах общей протяженностью 6,2 км, – добавила и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Любовь Минакова.
Так, в Кугарчинском районе привели в порядок 20 километров дорог на 13 улицах райцентра Мраково. 20 лет здесь не обновляли асфальтовое покрытие. В крупном селе Юмагузино также отремонтировали дороги, нанесли дорожную разметку и все необходимые дорожные знаки.
«Наши улицы преобразились на глазах. Как автоледи скажу, что ремонтники сработали на совесть, спасибо им большое! Надеюсь, и на других улицах появится новый асфальт», - рассказала жительница Мраково Лилия Рафикова.
19-ти километровая дорога в Калтасинском районе соединяет пять населенных пунктов. Она единственное транспортное сообщение с райцентром. Еще в прошлом году это было бездорожье. После каждого дождя на данном участке трассы Уфа-Бирск-Янаул-Старояшево застревали даже фуры. В прошлом году здесь приступили к ремонту.
В Белебеевском районе отремонтировали участок дороги Глуховская - Знаменка. Теперь, с сентября прошлого года, его можно проехать по новому асфальту за 10 минут. Раньше прямая дорога находилась в ужасном, разбитом состоянии. Автомобилисты объезжали участок по полю. Зиму новое покрытие перенесло хорошо.
«Спасибо нашему руководителю, главе республики Радию Фаритовичу, — сказала глава администрации Шаровского сельсовета Ильмира Ильина. — Благодаря программе нам дорогу сделали. Едем по ней и поем, а раньше, можно сказать, плакали».
Строительство сельских дорог под постоянным контролем Главы региона, и во время прямых линий с Радием Хабировым жители республики часто поднимают вопрос ремонта и строительства именно дорог, соединяющих между собой деревни и райцентры.
С мертвой точки сдвинулось например строительство моста через реку Большой Танып и дороги Кузеево – Старобалтачево. Радий Хабиров дал поручение решить проблему и наладить путь в райцентр для сельчан.
«Дорога соединила сразу очень много деревень. Спасибо вам за такую прекрасную дорогу и за то, что вы нас услышали», - сказала жительница д. Кузеево Татьяна Герасева.
Проблема с мостом была и в деревне Сатыево Миякинского района. Сельчане рассказали главе республики, что старый путепровод через реку не выдержал паводка в 2021 году и обвалился. После этого обращения менее чем за год были проведены все необходимые процедуры и строительные работы.
«Для деревни большая работа проделана. Не только мост, но и дорогу отремонтировали. Какие-то фонды выделяет республика постоянно. Из-за этого мы чувствуем себя неброшенными», - считает житель д. Сатыево Раушан Сулейманов.
«Благодарность от имени населения руководству республики. Этот мост очень важен, потому что у нас с одной стороны находится школы, с другой стороны у нас выезд в соседние деревни», - говорит Зухра Гафарова, глава администрации Сатыевского сельсовета.
Реконструкция автомобильной дороги Бирск – Тастуба – Сатка, протяженностью трассы в 71 км стала одним из крупнейших региональных проектов, направленных на развитие северо-востока Башкортостана. Эта территория получила надёжное и удобное транспортное сообщение с центральными районами республики, выход на федеральные трассы М-5 и М-7, железнодорожную станцию «Янаул» и речные порты Бирска и Дюртюлей.
«Я хотел проехать по дороге Бирск–Тастуба–Сатка. Это хорошая альтернатива федеральной трассе М-5 «Урал». По ней комфортно и быстро сегодня добрались до Белокатайского района, проехали ещё по целому ряду районов. Дорога уже работает, сейчас мы завершаем её юридическое оформление», - поделился своими впечатлениями с журналистом ИА «Башинформ» Радий Хабиров после того, как проехал по новой трассе по пути из Уфы в село Новобелокатай во время рабочей поездки.
Новые дороги также дают импульс для развития туризма, это прекрасно видно и на примере Башкортостана, где построены новые дороги к пещере Шульган – Таш, историко – мемориальному комплексу «Салауат – ере», шихану Торатау и другим популярным туристическим объектам.
Городские улицы
Городские улицы тоже нуждаются в обновлении, а новые дороги способствуют ускоренному строительству новых микрорайонов в городах Башкирии
В минувшую пятницу, 15 ноября в городе Октябрьский состоялось открытие дорог 33 микрорайона, построенных в рамках федеральной программы «Стимул» национального проекта «Жилье и городская среда» Общая сумма финансирования составила 263 млн. рублей. В 33 микрорайоне предполагается застройка 13 многоквартирных жилых домов этажностью, а также предусмотрено строительство школы на 1100 учащихся и детского сада на 300 мест.
Жители города поблагодарили Главу Башкортостан, который приехал на открытие дороги за поддержку их инициатив и помощь в социально-экономическом развитии Октябрьского.
«Мы видим, как развивается республика и наш город, как строятся новые микрорайоны и дороги. Башкортостан – рассказал ИА «Башинформ» экс – мэр Октябрьского Юрий Корольков.
Если представить, что страна — это организм, то транспорт — это кровеносная система. Если забита важная артерия, сбои происходят во всем организме. Плохая транспортная доступность не позволяет реализовать экономический потенциал регионов, так как затраты на транспортировку становятся слишком велики. Именно поэтому во всем мире экономическое развитие всегда сопровождалось бурным строительством транспортной инфраструктуры — одно невозможно без другого.
Автомобильные дороги являются одним из ключевых факторов развития экономики регионов, и это власти Башкортостана прекрасно понимают.
В рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», который будет реализован в ближайшие годы, продолжатся масштабные работы по модернизации и расширению сети автомобильных дорог. Национальный проект “Безопасные качественные дороги„ завершается в этом году, но его преемником станет новый проект. В соответствии с указом Президента, к 2030 году перед дорожниками стоит задача привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог России.