В соответствии с поручением Главы РБ на культурном форуме «Арт-курултай» в течение 2023 года во всех 63 муниципалитетах, районах и городах республики состоялись ключевые брендовые культурные мероприятия. Значительную часть брендовых мероприятий (40 событий) составили фестивали этнической культуры, фольклорные и обрядовые праздники; 17 – это фестивали-конкурсы, концерты; 6 – ярмарки и фестивали ремесел.
Общее количество участников брендовых мероприятий в сфере культуры в 2023 году составило почти 15 тысяч человек, события посетили порядка 260 тысяч жителей и гостей республики. На проведение брендовых мероприятий было потрачено 31,5 млн рублей. Такие цифры в понедельник на оперативном совещании правительства в ЦУРе озвучила министр культуры РБ Амина Шафикова.
В республике ежегодно проводится большое количество мероприятий – фестивали, ярмарки, выставки, концерты, мастер-классы и другие формы представления народной культуры. Поэтому поддержку получили в большинстве уже широко известные, по сути, являющиеся брендовыми, мероприятия, проводимые на местах десять и более лет. Среди них Межрегиональный фестиваль-конкурс эстрадной песни и танца «Крещенские морозы» в Бирске, который проводится с 1995 года (28 лет) и стал культурным брендом города. В 2023 году участниками фестиваля стали 406 человек, охват зрителей составил 5900 человек. Проект объединяет талантливую молодежь в возрасте от 14 до 35 лет.
Среди других уже признанных мероприятий: Международный конкурс исполнителей башкирской песни «Ирәндек моңдары» в Сибае, проводимый с 1996 года (27 лет), Республиканский праздник курая имени Гаты Сулейманова – с 2001 года (22 года), фольклорный фестиваль «Салауат йыйыны» – с 2004 года (19 лет). Таких мероприятий в перечне абсолютное большинство – 57 из 63 (90%).
Ряд муниципалитетов (6 районов) приняли решение о создании «новых брендов». В частности, это следующие мероприятия: Республиканский фестиваль «Наследники башкирских традиций» в Аскинском районе, Фестиваль этнической культуры «Благоварское перышко», Конкурс-фестиваль «Учалинская яшма» и другие.
- Первым шагом в процедуре брендирования в культурной сфере стал поиск уникальных мероприятий на местах, связанных с конкретным явлением, событием, памятником, «местом силы». Данная работа осуществлялась администрациями при методической поддержке Республиканского центра народного творчества, то есть выбор в пользу того или иного мероприятия не был случайным, - рассказала министр культуры. - Так, например, у Праздника кислого молока «Ҡатыҡ байрамы», который прошел в Чишминском районе, есть своя история, связанная с чишминскими труженицами, которые пешком добирались с коромыслами и ведрами, полными катыка, до Уфы, где этот продукт был очень востребован у жителей столицы, особенно в самые трудные, военные и послевоенные годы.
Хороший отклик у жителей республики вызвали республиканский этно-конкурс среди башкирских невест «Йәш килен», который прошел в Балтачевском районе и был проведен среди невесток до 35 лет, которые владеют башкирским языком, знают традиции и обычаи народа, свою родословную (шежере). Мероприятие посетило порядка 700 человек. В Благовещенске состоялся фестиваль православной культуры «БлагоВест», посвященный одному из главных православных праздников Благовещенья Пресвятой Богородицы, который с каждым годом становится все популярнее. Украшением праздника стал фестиваль голубей «Крылья Благодати». Обрядовый фестиваль «Туй йолаһы», прошедший в Шаранском районе, собрал более 800 участников и позволил продемонстрировать многогранность свадебных обрядов. Брендовое мероприятие Туймазинского района – Республиканский фестиваль детской народной хореографии «Хоровод дружбы» собрал детские коллективы 18 районов и городов республики. Зрителями стали почти 2 тыс. человек. Важным мероприятием, направленным на поддержку талантливых мастеров народных промыслов и ремесел, стала ярмарка «Архангельские промыслы». Здесь были представлены лучшие работы порядка 100 мастеров-ремесленников.
- Государственная поддержка позволила муниципалитетам закупить необходимое оборудование и материалы для проведения мероприятий, которые будут использованы в последующие годы. Большая часть средств была направлена на увеличение призового фонда конкурсов, что кратно увеличило интерес к конкурсам и фестивалям. Очень важно, что данная поддержка будет продолжена в 2024 и последующие годы, необходимые средства предусмотрены в бюджете республики. Мы ожидаем ежегодный прирост как количества участников, так и зрителей мероприятий, - пояснила Амина Шафикова.
Министр культуры отметила, что задача на перспективу – это создание устойчивого имиджа территорий, и демонстрация жителям и гостям республики культурного и туристического потенциала региона.
- Каждый муниципалитет должен быть заинтересован. Очень хочу, чтобы каждый из глав муниципалитетов понимал, что это не столько вопрос культуры, этники, это вопрос экономики еще и престижа вашего района. Как только вы открываете что-то, приходят туристы. Мы точки развития делаем. Надо будет с минтуризма вновь подвести итоги - какие у нас появляются дополнительные туристические точки, и двигаться дальше, - подытожил Радий Хабиров.
ИА "Башинформ"